Девочка и дерево

— Доброе утро, дорогой, — Надя подошла к мужу и поцеловала его. — Какие планы на сегодня?

— Я уже ухожу. Буду занят до вечера, — спокойно и как-то отстраненно ответил Олег.

Они были вместе уже десять лет. Надя примерно такой ответ и ждала. Но тем не менее, сделав усилие над собой, она улыбнулась:

— Сегодня же воскресенье. Я думала, может мы провели бы этот выходной вместе.

— Не получится. Серёга просил помочь с переездом.

— Да? Как интересно, — Надя уже не могла сдержать обиду. — Я вот тоже хочу попросить тебя помочь. Помочь мне найти к тебе подход! Я стараюсь, но это всё бессмысленно, если ты где угодно, но только не со мной.

— Прошу тебя, не начинай.

— Хорошо, любимый! Как скажешь. Хороших выходных! Серёге привет. Если, конечно, ты с ним сегодня собираешься встречаться.

— На, возьми трубку. Позвони ему. Спроси. Или нет — вот WhatsApp. Читай! Тебе же так привычнее: изучать мои переписки.

— Я кофе хотела...

Надя вышла из кухни. Душила обида. Они с Олегом уже давно находились в каком-то парадоксальном противостоянии. Любой разговор, даже самый нейтральный и доброжелательный изначально, превращался в битву обиженных друг на друга людей. И чем больше она старалась всё исправить, тем хуже у неё это получалось.

Олег зашёл в комнату с чашкой кофе в руках. Надя сидела с ноутбуком и пыталась отвлечь себя работой.

— Держи, — Олег протянул ей чашку. — Я пошёл. Позвоню.

И вот это было сложнее всего — выносить его хорошего, виновато осторожного, извиняющегося поступками и при этом отдаляющегося, безучастного к её переживаниям. Внутри неё плакала маленькая девочка. Растерянная и напуганная. Надя достала из шкафа старый альбом с детскими фотографиями. Большой, с толстыми картонными листами и прорезями для фотографий.

"Мама с папой... Ещё такие молодые!"

Надя с головой погрузилась в воспоминания.

***

Родилась она в простой советской семье работяг. Отец по утрам уходил на завод, вечерами домой не спешил — любил пропустить с мужиками кружечку-другую разливного "Жигулёвского". Мать работала в детском саду нянечкой. Платили мало. Зато можно было вечером принести домой котлетку, а если повезёт, то и две. Не говоря уже про хлеб.

Жили нормально. Не лучше и не хуже других. Всё как у людей.

***

"А это 1 сентября! Какая же я тут смешная!"

Глоток крепкого кофе и следующая страница воспоминаний.

***

В первом классе Надя Самойлова училась очень хорошо. Во-первых, от природы Надюша была умницей, и программа давалась ей легко. Во-вторых, мать в начале шестого уже была дома и ответственно проверяла домашнее задание.

В школе было здорово! Дети очень любили свою учительницу. Татьяна Сергеевна пришла в этот класс сразу после института и отсутствие опыта компенсировала особым старанием, тщательной подготовкой и своей неиссякаемой энергией. Наденьке Татьяна Сергеевна казалась очень красивой. Самой красивой из всех, кого она когда-то видела.

К концу первого класса Надя подошла с исписанным пятёрками дневником и с ожиданием со дня на день братика или сестрички.

В начале августа в семье Самойловых родился мальчик. Сын. Костик. Надя очень ждала этого дня. Она мечтала играть с братом, кормить его. И вот, наконец, мама возвращается домой с заветным свёртком, перевязанным голубой лентой. Костик совсем не оправдал Надюшиных ожиданий. Она чувствовала себя обманутой. Брат постоянно плакал, кричал. Играть с ним было совершенно невозможно.

Больше того, мама всё время возилась с Костей. Наде казалось, что её больше не любят.

Мама с папой всё чаще ругались. По отношению к Наде стали употреблять устойчивое "ты уже взрослая". Жизнь, действительно, как-то изменилась. С уроками уже не очень-то помогали, за оценки плохие ругали. Ученье во втором классе не давалось с былой лёгкостью. И всё "Костик, Костик... срыгнул, покакал... "

"Вот зачем мне это всё?" — думала Надюша.

***

Кофе был выпит, а альбом не просмотрен ещё даже наполовину. Надя отложила его. Она вдруг вспомнила удивительную историю, которая не запечатлена на фотографиях. История личная и сокровенная.

***

Однажды Надя шла из школы, за спиной был тяжёлый ранец, по земле почти волочился мешок со сменкой. По дороге она сорвала спелые мягкие ягоды боярышника и с удовольствием их жевала.

"Вот бы сбежать!" — подумала Надя. Но с досадой пришлось признать: ни жилья, ни денег, ни еды.

"Это только дядя Фёдор от родителей в Простоквашино уехал. В жизни так не бывает".

Она шла по привычной дороге домой, но идти туда ей не хотелось. И она залезла на дерево. Надя была крепкой девочкой, смелой. Залезла высоко. Уселась на толстенный сук, как на лошадь, спиной прислонилась к стволу. Ну чем не дом? И еда пока есть — полный карман боярышника.

Надя ощутила такой всплеск эмоций. Ей так понравилось это дерево — развесистое, с крепкой густой кроной. Люди внизу проходили по дороге и даже не догадывались, что у них над головой сидит такая смелая и сообразительная девочка — Надя Самойлова! И мама сейчас не догадывается, где она, и папа не знает. Никто в целом мире!

Когда Надя вернулась домой, она была счастлива. Что-то произошло в её жизни. С тех пор Надюша каждый день навещала своё дерево по дороге из школы. Она забиралась на него и долго-долго сидела. Ей казалось, что оно абсолютно живое. Не как дерево живое, а как человек.

"Может быть деревья — это давным-давно заколдованные добрые люди" — думала маленькая девочка. Надя разговаривала с ним, делилась своими переживаниями. Всё рассказывала: про плохие оценки, про вредных одноклассников, про Костика. Иногда даже оставляла леденцы на ветке или завязывала ленточку — вроде как это был подарок. У Нади теперь был настоящий друг. И настоящая тайна. Никто не знал про то, что у неё есть своё место силы.

Спустя три года Надю перевели в другую школу, и она стала ходить совсем другой дорогой. Но про старого друга помнила и иногда ходила навещать любимое дерево. Не каждый день. Время от времени. И с каждым разом всё реже.

***

«Надо же. Почему я вдруг вспомнила эту историю? А ведь именно тогда я начала понимать, кем хочу быть.

Ладно… Всё же надо немного поработать, раз уж выходной не получился».

***

После школы Надя поступила в институт учиться на психолога. Страна вошла в "переходный период". Все вокруг были одержимы переменами, личной свободой и эффективностью. Психологи уверенно вошли в жизнь нового человека — россиянина, которого противопоставили безликому винтику советского коллективизма. Профессия была в тренде. Это было изящно и как нельзя лучше подходило молодой амбициозной девушке.

Кроме того, Наде хотелось с помощью новых знаний решить свои собственные проблемы и удовлетворить личные потребности.

Ей не нравилось то, как жила её семья — «неэффективно». Было огромное желание максимально использовать личностные ресурсы, жить по максимуму! Максимум жизни — так назывался план, который Надя регулярно переписывала и обновляла. Туда входили три основные части: карьера, здоровье и личная жизнь. По задумке юного психолога все пункты максимума жизни нужно было выполнить с помощью чётко поставленных целей и планомерного их достижения.

Методики, практики и техники заполнили всё её сознание, не оставив место ничему другому. В начале Надя работала в школе. Тогда психологи там только появились. Зарплата была мизерная, но и занятость только на полдня. Вечерами Надя штудировала книги и планировала рано или поздно перейти на личное консультирование по семейным вопросам.

К моменту расцвета Инстаграма и онлайн-консультаций Надежда была уже опытным коучем по вопросам взаимоотношения полов. Что касается профессиональной деятельности и здоровья, максимум жизни реализовался вполне неплохо. Максимум личной жизни трещал по швам. Второй брак шёл к своему логическому завершению.

"Лучше быть одной, чем находиться в токсичных отношениях, — учила своих клиентов опытный психолог Надежда Самойлова. — Главный наш враг — это страх. Он парализует волю и творческое начало. Первым делом надо научиться любить главного человека - себя".

И всё это было так логично и понятно. Но популярные рабочие схемы психологического консультирования почему-то совсем не помогали самой Надежде.

В первом браке она была ещё очень молода. Светлое и искреннее чувство не выдержало проверку бытом. Груз абсолютно естественных житейских проблем оказался непосильным для юных влюблённых.

Второе замужество было осознанным. Надя дала себе слово, что сделает эти отношения счастливыми. И она очень старалась. Применяла все свои силы и знания. Успешная семейная жизнь – был её проект. Который при этом терпел фиаско. Были задеты её чувства не только как женщины, но и как психолога. Сознаваться себе в этом было невыносимо, просто невозможно.

***

После публикации серии сторис в Инстанграме Надя решила выйти из дома и развеяться.

В походах по торговым центрам день пролетел как-то незаметно. Когда вечером Надя вернулась, муж был уже дома.

— Есть будешь? — спросил Олег и улыбнулся.

— Коне-е-е-е-чно, дорогой! — Надя съязвила. Не смогла удержаться.

На мужа у неё была обида, с которой никак не удавалось справиться.

— На столе… — буркнул супруг и вышел из кухни.

"Почему всё так? Почему так сложно? Что мне нужно? Ведь у меня хороший муж. Вон ужин приготовил, на стол поставил. Что там, кстати?"

Надя открыла крышку. «Плов! Мой любимый». Олег умел готовить и плов удавался ему превосходно. «Сейчас поем и пойду извинюсь", — подумала Надя. — "Какая же вкуснятина!"

— Олег, прости меня. Я виновата. Спасибо за ужин.

— Принято.

— Как твои дела? Как день прошёл?

— Ты же говорила, что ненавидишь это "как день прошёл". Вроде как пустая фраза была. Ни о чём. А теперь сама так говоришь.

Надя как-то замялась. Она и сама замечала, что бывает резка с ним абсолютно без повода. Ей никак не удавалось справиться с этим в моменте, хотя потом она и жалела об этом.

— Ну... я подумала, что раз ты спрашиваешь так, значит хочешь, чтобы и я так спросила.

— Ясно...

Это было самым ненавистным Надиным словом — "ясно". Была бы её воля, она внесла бы его в список неупотребляемых наравне с "ложит" и "ехай". В нём было всё: и нежелание продолжать разговор, и пренебрежение, и отсутствие смысла.

— Ничего тебе не ясно, — тихо сказала Надя.

— Да, конечно… — привычно подытожил Олег.

"Когда это произошло? Почему все диалоги стали такими пустыми? Почему никто не может услышать другого?" С этими мыслями Надя легла спать.

Утро, как обычно, психолог начал правильно — с медитации.

Потом, за чашкой кофе, Надя решила составить на бумаге план действий по выходу из кризиса. Она взяла лист и разделила его пополам: слева надо было написать минусы супруга, справа — плюсы.

К тому моменту, когда на кухню зашёл Олег, плюсов и минусов было поровну.

Он налил себе чай, сделал бутерброд и положил его на стол. Без тарелки. Надя пополнила левую сторону листа: "Свинья!"

— Олег. Может нам начать посещать психолога? Проблемы надо решать, а не заталкивать их вглубь подсознания. Мне кажется, нам нужен опытный и профессиональный взгляд со стороны.

— Психолога? Ты издеваешься надо мной? Я и твоими тренингами сыт по горло. Хочешь, чтобы я поговорил с ещё одним деревом?

Надя опешила. В голове завертелся ураган: "С деревом? Что он имеет ввиду? Это я дерево? Я? Олежик зато у нас очень чувствительный! Чуть что "дерево" скрипнуло, он уже утешения ищет с очередным "нежным цветочком"... пустоголовым".

Ком застрял в горле, слёзы закололи в глазах.

— Да пошёл ты! — крикнула Надя в сердцах и быстро вышла, чтобы Олег не увидел её слёз.

"Я нахожусь в созависимых отношениях! Я превратилась в агрессора, который чувствует себя жертвой. А он манипулирует мной. Террор молчанием и игнорированием — один из самых жестоких видов подавления человека. Это абьюзивные отношения. Надо выйти. Надо вспомнить, кто ты. Заняться собой, своим самообразованием, расширить социальные контакты. Повысить свою значимость и ценность. Проработать детские травмы, которые влияют на личную жизнь. Закрыть гештальт обиды на родителей".

Всё это Надя записала в личном дневнике стратегий развития личности. Это было утром...

Весь день в голове крутилось: "Дерево... я дерево. Это же надо. Дерево..."

И тут она опять вспомнила, что был у неё приятель — настоящий, который не предаст и не осудит. Дерево. Надо же. Хм...

"Вот бы сбежать!" — подумала Надя как тридцать лет назад. Ей очень, как никогда, нужно было то самое дерево! Опора. Что-то настоящее и нерушимое. На что можно опереться и вновь почувствовать силу.

По пути с работы домой Надя решила свернуть в знакомый переулок. Ещё минут двадцать и — вот оно любимое дерево!

— Ну, привет, старый товарищ! Как ты тут без меня? Сегодня я без подарка...

Залезть бы! Но ни возраст, ни одежда к тому не располагали. Надя провела рукой по тёплой шершавой коре. Постояла ещё немного и поняла, что чуда не произойдёт. Детские фантазии остались в прошлом.

Вернувшись домой, она открыла свои "Стратегии развития" и перечитала написанное.

"Какой же бред! Прости меня, мой милый".

Надя выбросила тетрадь. А на следующий день ушла от мужа. Было непросто. Но, в конце концов, это пошло обоим на пользу.

***

Ещё через месяц взрослая женщина и опытный психолог решила сделать что-то совершенно для себя несвойственное. Она пошла в тату салон. Тоненьким витиеватым шрифтом чуть ниже ключицы в одну строчку до самого плеча красовалась надпись: "Я и есть то самое дерево!" Чтобы не забывать...

 25 мая 2021 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий