Борьба с вирусом

 

Когда движение тела ограничено, с особой страстью начинает работать голова. В ней роятся всевозможные мысли, одна обгоняет другую, они сталкиваются и спутываются. Слепаков пишет гениальную матершину, Охлолобыстин по обыкновению путает фантазии и реальность... и все, абсолютно все, говорят и думают об одном и том же - о вирусе.

Я мало чем отличаюсь от остальных. С утра размышляла о катастрофах, которые в той или иной степени должны были привести нашу планету к гибели.

Я давно живу... Первая угроза, она же страшилка, на моей памяти - это холодная война. Мы были детьми, ходили в советскую школу и самой частой темой для конкурса рисунков была тема "Миру-мир". Примечательно, что мир изображался исключительно с помощью перечёркнутых атомных бомб, ракет, ядерных взрывов и так далее. Кто во что горазд.



Я помню, что это было страшно. Мы, советские дети, в восьмидесятых очень боялись, что холодная война рано или поздно шарахнет по нам со всей своей накопившейся силой и вот тогда будет очень горячо.

Страх радиационного поражения от врага внешнего в 86-ом году сменился страхом перед техногенными катастрофами внутри своей же страны. Люди после Чернобыльской трагедии увидели, как они уязвимы и в мирное время. Впервые, наверное, задумались о том, что мы все можем очень пострадать от плодов цивилизации и научного прогресса.

Наверное, именно тогда и началась эта череда фантастических апокалипсисов, которые сменяли друг друга в кино, сериалах, шоу...

В 86-ом году выходит фильм "Письма мёртвого человека" с Роланом Быковым в главной роли: о последствиях ядерного удара. В 89-ом в журнале "Современная драматургия" публикуется пьеса Мюллера "Плот мертвецов": о выживших на сожжённой катастрофами планете.

 

«Письма мёртвого человека», х/ф, 1986, реж. К. Лопушанский

«Плот мертвецов», спектакль театра «У моста», Пермь

В 90-х атомная истерия утихает. Мы сдаём свои позиции в противостоянии с Америкой. Весь мир вздыхает с облегчением.

Человечество вступает в новую эру своего развития - компьютеризацию. Эра безграничных возможностей и безудержных страшилок в массовой культуре.

В начале 90-х нас радует "Терминатор", в конце десятилетия восхищает "Матрица". На пороге миллениума люди с ужасом ждут, справятся ли компьютеры всего мира с переходом на такое количество нулей.

 

«Терминатор 2: Судный день», х/ф, 1991, реж. Джеймс Кэмерон

 

«Матрица», х/ф, 1999, реж. братья Вачовски



Во время благополучного перехода в новое тысячелетие все цифры встают на свои места даже в первых примитивных гаджетах. Люди забывают о машинах и искусственном интеллекте. В кино ещё будет время от времени появляться эта тема ("Из машины", 2014), но она уже никогда не будет ассоциироваться с гибелью человечества.

 

«Из машины», х/ф, 2014, реж. Алекс Гарленд


2001 год повергает людей в новый ужас, который принципиально отличается от всего, что было раньше. Уничтожение башен-близнецов в Нью-Йорке стало настоящим шоком. Терроризм - это не прогресс, не развитие цивилизации. Это откат в варварство и беспредельную жестокость. Это не поддаётся пониманию, а потому вселяет животный страх.

Нулевые - эпоха терроризма. 11/09, Норд-Ост, Беслан... Все эти названия не требуют пояснений. Они отзываются в памяти болью по невинно погибшим людям и особенно детям.

10-е годы второго тысячелетия как-то неожиданно начинаются с ожидания конца света. Отовсюду просачиваются предсказания Ванги, Нострадамуса, племён Майя и прочая ересь. К неминуемому концу света 2012 года Голливуд выпускает фильм-катастрофу "2012" ещё в 2009 году. Впечатлительные люди ещё три года будут ждать этот злополучный декабрь 2012-го.

 

«2012», х/ф, 2009, реж. Роланд Эммерих

В 2011 году Ларс Фон Триер снимает шедевр "Меланхолия". Фильм из категории "не для всех". Тоже вроде как про гибель планеты. Но там всё ещё тяжелее и безнадёжнее. К финалу картины ты подходишь с полным ощущением неминуемого конца, который был в тебе всегда ...

 

«Меланхолия», х/ф, 2011, реж. Ларс Фон Триер

Так, а что же с эпидемией? Боялись ли мы её раньше? Снимали нам кино про это? Да целый вагон! Нет даже смысла их перечислять. Фильмы про массовые заражения снимали и в 90-х и в двухтысячных.

 

«Эпидемия», х/ф, 1995, реж. Вольфганг Петерсон

«Я — легенда», х/ф, 2007, реж. Фрэнсис Лоуренс

«Поезд в Пусан», х/ф, 2016, реж. Ён Сан Хо

Боялись ли мы этой угрозы? Нет... Не боялись.

Эпидемия для нас - это что-то давно забытое из средневековья может быть. Хотя нет, как же, вспоминаем, было и в 19 веке и даже в начале 20-го. Но ведь тогда не было такой медицины, как сейчас. Не было вакцин. Кругом нищета и антисанитария.

Человечество победило все болезни, которые массово уносили жизни людей.

Мы смотрели фильмы ужасов спокойно. У нас такого быть не может.

И вот мы все сидим дома. Эпидемия. Реальные кадры из Европы похлеще фильма ужасов. Мы смотрим на это и всё ещё отказываемся верить. Кто-то храбрится, кто-то паникует.

 

Наша новая реальность

И у всех один и тот же вопрос: "Как?"

Как это могло случиться? Как мы вляпались в это дерьмо? Как выбираться? Как долго это продлится?

Есть ещё вопрос, который люди не задают себе, но он назойливой прилипчивой мухой кружит вокруг: "Я выживу?"

Мне кажется, что впереди нас ждёт период без фильмов про эпидемию. Слишком много людей пострадало от реальной беды, не вымышленной.

Вполне возможно, что новой эрой человеческого кошмара станет депрессия. Проблемы психики, невозможность противостоять нагрузкам, зависимость от препаратов и их побочные действия. Может быть Ларс Фон Триер ещё не раз протащит нас за шиворот через меланхолию, уныние, отчаяние и страх.

Что ещё может угрожать человечеству? Каким будет десятилетие 20-х, 30-х годов. Про что ещё будут снимать фильмы и чего будем бояться? Как думаете?

 02 апреля 2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий