О чём мне думалось, сидя на лавочке в Гатчинском дворцовом парке


Эту фотографию я увидела в Павловском дворце за два дня до приезда в Гатчину. На ней руины после Великой отечественной войны. Такие фото есть и в Эрмитаже, и, наверное, в каждом дворце. По факту всё, что мы видим сегодня - это новодел. Варварство войны не знает предела.

Отвлечёмся...

Эта поездка в Петербург отличалась от всех предыдущих тем, что каждый день я посещала какие-то города Ленинградской области, в которых не была раньше.

В общем, еду я в Гатчину на автобусе. Спрашиваю у пожилой уже женщины, на какой остановке лучше выйти, чтобы попасть в парк. Она мне всё так мило объяснила, проводила меня даже, по пути насоветовала, куда ещё можно сходить. А потом и спрашивает:

- А Вы откуда?

- Из Тамбова.

- А где это территориально? Я, к сожалению, не знаю.

- Чернозём, - говорю, - Воронеж рядом, Липецк.

- Ой, а вас не бомбят?

Я аж опешила. В смысле? А должны были? Это я всё про себя сказала. Но на лице, видимо, был явный вопрос примерно такого содержания.

- Ну, Воронеж бомбят уже.

Я не смотрю новости, я ничего вообще не хочу об этом знать! Не хочу. И я не знаю, бомбят ли там или эта милая женщина что-то напутала. Я просто ответила:

- У нас спокойно.

Но... как спокойно? Наверное, так иногда проявляется закон парных случаев: мне ночью в тот день как раз снилась бомбёжка. Такая очень подробная и яркая, со всей вытекающей гаммой чувств и ужаса. Я вижу, как по небу летят самолёты, много самолётов. И взрывы уже совсем близко. А я на улице и с какими-то детьми, наверное, со своим классом. И этот ужас, что надо спрятаться и спасти детей, но от бомбёжки не спрячешься. И я укладываю их в какую-то канаву и не понимаю, как их всех сразу закрыть собой.

Ужасное чувство не покидало меня всё утро. Так ещё и этот вопрос от незнакомого человека: "Вас не бомбят?"

Опять отвлечёмся...

Я сидела у прекрасного озера, в прекрасном парке. Люди плавали на лодках, чайки кругом. И так красиво это всё, так чудесно. А какой огромный здесь дворец! И как же хорошо, что теперь вся эта красота доступна простым людям. Здесь гуляют туристы, пожилые люди, семейные пары, мамочки с колясками.

Но настроение было такое, что я вспоминала и обратную медаль этой красоты.

Какое невероятное количество дворцов! Какие баснословные деньги тратились на это. Сколько жизней рабочих забрала эта красота!

Мой любимый красавец Петербург. Город, куда я возвращаюсь снова и снова. Но каждый раз я помню, что он построен не только на болотах, но и на костях. Когда я была в Исаакиевском соборе несколько лет назад, экскурсовод нам рассказывала историю его строительства. Волосы дыбом становятся от человеческих потерь.

Возможно кто-то скажет, что я всё свалила в кучу. Но в моём представлении это звенья одной трагедии - "лес рубят, щепки летят". Так часто мы слышим ото всюду про бесценную человеческую жизнь. Но как она трагична эта жизнь отдельно взятого человека! И таким это кажется несправедливым, что всё великое и прекрасное даётся вот такой ценой.

Времена были тяжёлые. Сейчас такой дворец можно было бы построить без особых проблем.

Казалось бы, 21 век! Всё уже у нас круто: высокие технологии, прогрессивное мышление, толерантность там всякая, ООН, ассамблеи.

А нам бомбёжки снятся... У нас у всех неспокойно. Скорей бы уже это закончилось...

Комментариев нет:

Отправить комментарий